Виды протекторов и рисунков шин
Протектор – часть шины, которая непосредственно контактирует с дорожным полотном. Протектор обеспечивает сцепление с дорогой в различных погодных условиях и выдерживает высокие нагрузки. Протектор шины обладает износостойкостью, противодействует абразивному истиранию и защищает внутреннюю структуру шины от повреждений.
Виды протекторов:
- симметричный направленный, или просто направленный;
- симметричный ненаправленный;
- асимметричный ненаправленный;
- асимметричный направленный
Симметричный направленный рисунок протектора
Когда-то самый распространенный рисунок протектора для летних шин и самый востребованный рисунок для зимних шин. Характеризуется V-образным «ёлочкой» рисунком протектора, который формирует простую систему водоотведения и многочисленные кромки для сцепления. Шины с направленным рисунком протектора должны устанавливаться на диск в соответствии со стрелкой на боковине шины, которая задаёт правильное вращение.
Симметричный ненаправленный рисунок протектора
Симметричный рисунок протектора чаще используется в шинах для коммерческих автомобилей и шинах для внедорожной езды. Преимуществом шин с простым симметричным рисунком протектора является то, что при монтаже на диск не нужно учитывать направление вращения шины и то, где у шины внешняя сторона. Особенности строения шины с симметричным рисунком протектора позволяют одинаково эффективно работать при движении как вперед, так и назад, что критично при выезде на бездорожье.
Асимметричный ненаправленный рисунок протектора
Это самый распространенный рисунок протектора для летних шин. Некоторые производители делают на него ставку и при разработке зимних шин. Особенность такого рисунка протектора в том, что одна сторона протектора шины не похожа на другую. Это может быть выражено явно: массивные прямые блоки протектора с одной стороны и дугообразные с другой; или не явно, когда основное различие заключается в типах резиновой смеси. При монтаже асимметричных шин на диски нужно совместить лицевую сторону шины с лицевой стороной диска. Для этого на боковине асимметричных шин есть надписи «OUTSIDE» (англ. внешняя сторона) и «INSIDE» (англ. внутренняя сторона). Только правильная установка таких шин на диск гарантирует оптимальную работу шины. В противном случае может возникнуть неравномерный износ, вибрация и шум. Асимметричные шины после монтажа будут иметь разнонаправленные водоотводные каналы. Есть мнение, что в этом случае, при прохождении автомобиля по воде, одна шина будет воду отводить, а другая — загребать под себя. Это не так. Протектор асимметричных шин устрен так, чтобы независимо от места установки обеспечивать максимальную эффективность.
Асимметричный направленный рисунок протектора
Асимметричный направленный рисунок протектора — самый редкий. Дорогие и сложные в производстве, эти шины обитают исключительно на гоночных треках. Этот рисунок протектора требует при монтаже учитывать направление вращения и помнить про совмещение лицевых сторон диска и шины. Шины с асимметричным рисунком протектора делятся на правые и левые.
Описание отдельных элементов рисунка
1. Цельное центральное ребро.
Центр покрышки больше всего нагружен на высоких скоростях. Высокая жесткость в этом месте обеспечивает оптимальную курсовую устойчивость при динамичной езде. Шины с таким элементом рисунка дают превосхоженую управляемость и точность реакции на сигналы управления.
2. Наклонные бороздки
Расположенные под различными углами, прорези на поверхности шин обеспечивают водоотвод при активном маневрировании.
3. Продольные каналы
По продольным каналам вода отводится к задней стенке пятна контакта. Чем больше площадь каналов, тем эффективнее водоотведение.
4. Широкие блоки
Массивные боковые шашки защищают от проскальзываний при выполнении поворотов и повышают устойчивость.
5. Волнистые прорези в блоках зимних шин
Суть работы самоблокирующихся ламелей: при прямолинейном движении захватывают влагу и снег, повышая сцепление. В поворотах эти прорези смыкаются и обеспечивают жесткость протектора и стабильность пятна контакта.
6. «Снежные карманы»
Выемки, прилегающие к дренажным дорожкам, в которых скапливется снег. Это повышает общие сцепные свойства зимних шин т.к. контакт «снег-снег» сильнее, чем «снег-резина».
6. «Открытые плечевые канавки»
Этот элемент отвечает за отвод воды из зоны контакта в поперечном направлении. Скорость водоотведения повышается, если эти канавки шире, чем прорези или каналы, которые к ним примыкают. В этом случае выталкивание воды происходит за счет большой разницы давлений.